Факт более высокой эффективности вибраций в условиях смерзания грунта обусловливается, по-видимому, тем, что связи между образующейся мерзлой коркой, которой присущи свойства хрупкого тела, и днищем думпкара, а также между отдельными частицами примерзшего грунта разрушаются более интенсивно но сравнению с разрушением связей в прилипшем грунте. Влияние величины ускорений колебаний на производительность виброзачистных машин при разгрузке угля из полувагонов характеризуется графиком, обобщающим результаты исследований Научно-исследовательского института бетона и железобетона (НИИЖБ) и Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ЦНИИ МПС). Приведенные на графике результаты экспериментов получены при различных значениях статического момента дебалансов (150, 225, 300, 370 и 550 кг/см) и частоте 1400-1600 кол/мин. Величина остатка угля составила 10 т. Из графика видно, что производительность машины плавно возрастает по параболической кривой с повышением ускорений колебаний вагона.
Установлено, что обрушение откосов остатка груза в полувагоне начинается уже при ускорениях порядка (0,2-0,28) g. Однако полная очистка всего вагона достигается при ускорениях (0,7-0,9) g. Из сопоставления приведенных результатов исследований виброзачистки транспортных средств от остатков грунта и угля видно, что в первом случае грузу необходимо сообщать более высокие ускорения, чтобы получить надлежащий эффект. Это обусловливается значительными связями в грунте по сравнению со связями между частицами угля.
Указанное обстоятельство подтверждается результатами опытов по выявлению влияния вибраций на эффективность зачистки ковшей экскаваторов от прилипающей глины.