Сжатый в верхней полости поршня воздух совместно с подаваемым в ту же полость сжатым воздухом с силой отбросит поршень вниз до нового торможения после перекрытия нижней пробкой нижней полости. Выточка, имеющая малое поперечное сечение, влияет на компрессию крайне незначительно.
После остановки плунжер вновь отбрасывается вверх, и цикл повторяется.
Ввиду того, что период интенсивного сжатия весьма мал и в процессе работы вибратора воздух от повышенного давления переходит к атмосферному, расчет давлений в верхней и нижней полостях цилиндра может быть произведен по адиабате (во время работы вибратор, как показало испытание, не нагревается). Резкое торможение поршня воздушной подушкой создает давления, примерно в 10 раз превышающие рабочее давление воздуха, питающего вибратор.
Это высокое давление является полезным, так как повышает возмущающую силу и, следовательно, усиливает эффект нарушения сцепления грунта с вибрирующим ковшом или кузовом.
В описанных вибраторах распределение воздуха осуществляется непосредственно самим поршнем. Существуют также пневматические вибраторы, у которых воздухораспределение осуществляется с помощью золотников.
Кинематическая схема такого пневмовибратора состоит из системы четырех поступательно движущихся элементов, механически не связанных между собой, но имеющих общее воздухораспределение. Четыре элемента - два поршня (вибратор выполнен двухпоршневым) и два золотника - находятся в общем корпусе и приводятся в действие сжатым воздухом, который через шланг вводится в полость корпуса.
Допустим, что золотники находятся в крайнем левом положении. Поступая в полость, воздух через правую кольцевую камеру главного золотника и капал входит в цилиндр справа от поршня и перебрасывает его в крайнее левое положение.